Михаил Михин (onepamop) wrote,
Михаил Михин
onepamop

Про военно-полевые ботинки


По роду своей деятельности немало времени провожу, так сказать, outdoor. Вне зависимости от сезона. Обычно в холодное время года использовал немецкие ботинки от Adidas-Salomon (сделано в Малайзии), а в тёплое — американские Corcoran Marauder, сделанные в США. С последними случился позорный конфуз, потому не без удивления с вооружения их снял и с концами списал на дачу.

Но вопрос, собственно, не в этом, а в том что носить в межсезонье, когда уже не лютый мороз, но и до майского тепла ещё далеко. Надо, чтобы всё и сразу: удобно, крепко, надёжно, не запредельно дорого, сделано у нас, на вид симпатично и, как завещал Форд, чёрного цвета. Подобрал по названным параметрам ботинки и приступил к опытной носке прошлой весной.






Итак, ботинки комбинированные с текстильными берцами, модель 253. Сделаны из натуральной кожи с ПУ покрытием толщиной 1,6-1,8 мм и водоотталкивающей ткани Cordura 1000d, сиречь из чрезвычайно крепкого 100% полиамида. В подкладку ботинок встроен ламинированный пакет с мембраной Gore-Tex. Снизу у ботинка, как водится, приклеена резиновая подошва Vibram.

Ботинки позиционируются компанией-производителем (ЗАО «Компания Фарадей») как демисезонные и «военные» одновременно. Надо отметить, в армии именно эта модель встречается нередко и почти всегда в категории «выбрал и купил себе сам на офицерскую зарплату». Специально подходил и неоднократно интересовался у товарищей офицеров.




Внешний вид. Чисто внешне ботинки выглядят вполне привлекательно: эдакий военно-спортивный, в меру агрессивный дизайн, радикально чёрный цвет, аккуратные строчки, суровый рисунок протектора, плотный текстиль, кожаные вставки, незаметная фурнитура — в общем выполнены ботинки очень культурно. С первого взгляда производят впечатление качественно и надёжно сшитых. Примерка показала, что 44-й размер мне лично маловат, а 45-й — великоват. Размеров-«половинок» у производителя не предусмотрено, потому взял несколько великоватый 45-й размер, об чём впоследствии ни разу не сожалел.

Первые два краткосрочных однодневных выхода в новых ботинках оставили странное впечатление: боты показались очень уж «дубовыми». К третьему выходу «дубовость» совсем пропала, ботинки «сломались» по своим индивидуальным сгибам и комфорт в носке существенно возрос. Подъём у ботинок высокий, русской народной ноге в ботинке удобно, есть, так сказать, где разгуляться. И в этом смысле небольшой запас по объёму и размеру предпочтительнее покупки ботинка, сидящего на ноге «внатяг».

Стельки. Обычно первое, что я менял в такого рода «полевых» ботинках — вкладная стелька. Даже в уже упоминавшихся американских Corcoran — их знаменитые Dryz так и остались ни разу не надёванными. На этот раз новые стельки мне не пригодилась. Оставил их без замены по странной причине — на стельки в коробку была вложена отдельная бумажка-флаер. В ней значится, что стелька Moneta создает лучший микроклимат в обуви, абсорбирует и собирает влагу, гарантируя ощущение «сухой ноги в тепле», а после извлечения стельки, за ночь происходит её высыхание. Кроме этого она: антибактериальная, устойчива против истирания, длительное время сохраняет упругость, не приводит к усталости при ходьбе и даже может быть постирана при температуре +30. Это всё из инструкции к стельке.

Имеющиеся по умолчанию стельки Moneta проявили себя достойно: не задираются, не сминаются, не протираются, внутри ботинка не елозят, достаются и вставляются для просушки единообразно. Стелька анатомической формы и необычно жестко (в хорошем смысле) держит форму. Запасу таких при случае.

Внутренности. Внутри всё сшито аккуратно, плоские крепкие швы, ничего никуда не торчит и ноге не мешает. Отдельно упомяну старания производителя по укреплению внутренности ботинка в пяточной части. После непродолжительной носки чуть ли не любой обуви (включая кроссовки), у меня там там обычно образуется потёртость, потом протёртость, потом протёртость превращается в дыру, а дальше всё может перерасти в потёртости на собственных ногах (например, новенькие британские ботинки Magnum похожего класса продержались без протёртостей чуть меньше месяца). В модели 253 на проблемном месте нашита крепкая и довольно прочная кожа. Следы потёртостей на ней уже видны (через год плотной эксплуатации), но даже намёков на дыру ещё нет. Жирный плюс.


Шнурки. Шнурки прочные, длинные. Точнее — их длина вполне соответствует модели, лишнего не остаётся, всё в меру. Шнурки из добротного репшнура, но когда из завязываешь — надо вязать добросовестно, привычный с детства «бабий узел» не годится. Синтетическая оплётка довольно «скользкая» и склонна к самораспусканию. Нога, особенно в новых ботинках, будет стремиться при ходьбе как-бы выдавить пришнурованный «язык» вперёд, так что на шнурки будет приходиться дополнительная динамическая нагрузка и они неминуемо саморазвяжутся. Лечится всё элементарно — изучаем узел понадежнее «бабьего», да можно и им, но второй полуузел привычного «бантика» вяжем в «неудобную» или «непривычную» сторону. Такой модернизированный «бантик» держится крепко весь день.


Сами шнурки вдеваются в кожаные петли ботинка, на берце же место петель занимают две пары D-образных металлических полуколец, установленных при помощи металлических же хольнитенов с защитно-декоративным покрытием. На первый взгляд кожаные петли и металлические хольнитены доверия не вызвали. Зашнуровал ботинок, надел, подтянул шнурки, вдел их в полупетли и затянул ещё немного. Раздались звонкие металлические щелчки, которые обычно бывают, когда что-то безнадёжно оторвано. Это просто полукольца встали на свои окончательные места. Чтобы изжить родившееся недоверие — тянул шнурки изо всех сил. Ничего не оторвалось и не лопнуло.


В ходе опытной эксплуатации шнурки нигде не потёрлись, петли целы, полукольца не разболтались и функционируют нормально. На металлической фурнитуре видны естественные потёртости, а вот следов ржавчины нет, хотя ботинки регулярно попадают во влажную среду и находятся там подолгу. Поначалу хотелось на место полуколец поместить крючки, но потом от этой затеи отказался. В британских Magnum всё сделано именно так, с крючками, но для каждодневного использования полупетли оказались удобнее.


После путешествий по грязи ботинкам довольно быстро можно вернуть в опрятный вид, просто помыв их под струёй воды.

Подошва. Комбинированная Vibram с высокой устойчивостью к истиранию. Слышал что-то от владельцев таких ботинок про нескользящий и самоочищающийся протектор, но никаких чудес лично не ощутил. Просто добротно сделанная и намертво приклеенная подошва. В непредназначенный для использования этой модели сезон, то есть зимой, никаких особенных нескользящих свойств подошва не проявила, в грязи ведёт себя уверенно. Толщины подошвы хватает, чтобы не дать ноге замёрзнуть, изолирующие свойства достаточные. После года использования заметных повреждений на ней не видно, так что подошва вполне износостойкая. В общем говоря — нормальный стандарт доброкачественной подошвы.


Водонепроницаемость. Лично я в современные «нанотехнологии» на бытовом уровне верю с очень большими оговорками. Понятно, что все показанные мне на фабрике меры, призванные обеспечить обуви водопроницаемость и одновременно оставить в покое её дышащие свойства, ни в чём меня не убедили. На фабрике это одно, а в эксплуатации — совсем другое.

В полевых условиях, совершая прогулку по полигонной траве (400 метров туда и 400 метров обратно) в мерзкий мокрый и холодный ноябрьский день промочить ботинки так и не сумел. Хотя старался. Мокрый снег и подёрнувшиеся ледком лужи их тоже не взяли. Сухо в ботинках было и всю зиму. Удивился.



Стрелковый полигон ЦНИИТОЧМАШ. Надо идти к самым дальним гонгам, это примерно 400 метров в одну сторону.



Небольшой позднеосенний «минус», непрекращающийся ледяной дождь, но хоть ветра нет. Самое время испытать ботинки на водостойкость.





На очередной съёмке провалился в незамёрзшую под слоем снега лужу. Ботинки НЕ зимние, но всю зиму в них было тепло и удобно.



Вот так тестирует свою обувь в процессе производства компания «Фарадей». Каждая модель тестируется, минимум, трижды: в центрифуге, на автоматическом сгибателе и в аквариуме.



Ничего никуда протекать не должно ни на одном из этапов тестирования и обеспечить такой результат призван мембранный чулок.



Тест на гидрофобность кожи. Ботинок помещается в воду, внутрь подводят электроды и включают слабый ток. Если ботинок протёк — случится замыкание и тест провален.

Носки. Ботинки требовательны к носкам. Если использовать для повседневной носки обычные, хлопчатобумажные — нога гарантированно сначала вспотеет, а потом замёрзнет. Через несколько таких циклов из ботинок начнёт раздаваться. А вот если сразу задействовать современные «трекинговые» носки, особенно если это «толстая» модель — ногам будет тепло, сухо, комфортно. Специально закупил несколько пар с волокнами Coolmax и Thermolite (слышал, что эти волшебные кулмаксы-термолайты способствуют своевременному испарению избыточной влаги), немедленно опробовал и убедился в отличном взаимодействии с мембраной ботинок. При этом те же самые носки в английских ботинках Magnum свои чудесные свойства почему-то утрачивают.



Плюсы-минусы. Пара недочётов, выявленных в ходе эксплуатации ботинок: развязывая шнурки в темноте, случайно наступил неснятым ботинком на шнурок снятого — раздался нежный треск. Это лопнул и развалился эглет (пистончик или набалдашник, запомните это слово, пригодится где-нибудь козырнуть изящно) — сделанный из прозрачного пластика наконечник шнурка, облегчающий вдевание шнурков в петли. Понятно, шнурок немедленно распушился с одного конца и был подвергнут процедуре подпаливания газовой зажигалкой с последующей ручной формовкой нового импровизированного эглета.

Производители военных и околовоенных ботинок стараются разместить на задней части обуви, выше пятки (или у самого края голенища) специальную петлю, облегчающую натягивание ботинка. Петля, обычно кожаная, пришивается сверху и пристрачивается «насквозь» — как отдельный элемент или составляющая пяточной части ботинка. И довольно быстро обрывается прямо по бывшей машинной строчке. В «Фарадее» пошли иным путём, от формы «петля» отказались и встроили в ботинок кусок добротной кожи таким образом, что оторвать его чрезвычайно сложно, даже если стараться специально. Я старался, оторвать не смог. Но и пользоваться полноценно тоже не смог. Свободный конец, за который цепляешься пальцами, маловат. Точнее говоря — голыми пальцами ещё туда-сюда. А вот в перчатках уже никак, соскальзывают, зацепиться за «язычок» возможности нет. Ну а по совсем уж гамбургскому счёту — пользовался этим «облегчателем» надевания всего пару раз, лично мне он вовсе без надобности. Но раз уж есть, пусть будет удобным.

Других недочётов в ходе опытной эксплуатации выявить не удалось.

Приговор: надёжные ботинки для «поля», длительных пеших переходов. Водонепроницаемые, дышащие, быстросохнущие. Ботинки довольно тяжёлые, объёмные, требуют добросовестной утяжки по ноге и внимания в выборе носков. Вместе с толстыми трекинговыми носками, будучи тщательно утянутыми шнурками, не только надёжно защищают голеностоп от вывиха, но и длительное время обеспечивают ноге тепло и сухость. Даже в непредусмотренный производителем зимний сезон.

Из дополнительных апгрейдов можно обработать ботинки специальным обувным воском для мембранной обуви, например (это важно, воск должен быть только для мембранной обуви!). Тогда они приобретут ещё и усиленные водо- и грязеотталкивающие свойства. Хотя сама по себе мембрана ни в каком дополнительном обслуживании не нуждается, свои ботинки я всё же обработал.

P.S. В модельном ряду, кстати, есть модель-близнец (Мод. 450), с системой быстрой шнуровки ВОА. Вместо шнурков затяжка ботинка производится металлическими тросиками (пишут, каждый состоит из 49 нитей нержавеющей авиационной стали, переплетённых в связки, которые, в свою очередь, переплетают в большие связки, после чего на них наносится антикоррозийное покрытие, снижающее трение) с пожизненной гарантией производителя системы. Пробовал ли кто такую систему на практике?



Видео с производства обуви спецназначения. С 6-й минуты я натурально воспламеняюсь :).



Ну и обещанный КОНКУРС с призами:

Для желающих сетью магазинов «Секретная точка» предусмотрена возможность получить в личное пользование пару ботинок производства компании «Фарадей». Модель 415 — водоотталкивающая Cordura трёх цветов, литьевой метод крепления маслобензостойкой подошвы, гидрофобная кожа.

Победитель будет определён представителем компании «Фарадей» и указан здесь же, в следующую пятницу, 3 апреля 2015 года. Он самостоятельно выберет желаемый цвет, размер и укажет куда именно надо направить приз.



Для уверенной победы надо выступить сразу в двух номинациях.

1. Необходимо правильно ответить на довольно формальный вопрос:
Сколько моделей ДЕМИСЕЗОННОЙ обуви ЗАО «Фарадей» можно встретить в свободной продаже в настоящий момент?

2. В комментариях необходимо разместить картинку, демонстрирующую какую-либо обувь специального назначения (не обязательно военную). И подпись к картинке, разъясняющую, что же это за обувь и для чего предназначена. Всё, больше ничего для участия в конкурсе не надо. Ответы, картинки и комментарии принимаются до 3 апреля 2015 года.
Пример (его уже разместить нельзя):
file:///T:/WebPix/zeman-am-50-zeman-am-50-am.jpg
Специальные противоминные ботинки. Предназначены для защиты ног от противопехотных мин (35-50 г взрывчатки).


Update от 3 апреля 2015 года: решением представителя компании «Фарадей» в конкурсе победил LJ-user demus1 с призовым комментарием о пуантах:
http://onepamop.livejournal.com/1076068.html?thread=14442340#t14442340
Поздравляем победителя и благодарим всех участников конкурса.
Tags: видео, ссылка, фотография, хозяйке на заметку, чужие фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “фотография” Tag

  • Про «Энергию мечты»

    В Государственном историческом музее (ГИМ) 2 ноября стартовал главный выставочный проект 2017 года — выставка-революция «Энергия мечты. К…

  • Про гранатомётчиков Росгвардии

    Контрольные стрельбы сборов гранатомётчиков Росгвардии. Полигон 21-й отдельной бригады оперативного назначения Росгвардии.

  • Про железнодорожное путешествие

    Совершал на днях железнодорожное путешествие фирменным ночным поездом. По маршруту Москва-Псков. И обратно. Всем доволен, кормят вовремя, при…

  • Про боевых пловцов Росгвардии

    Посетил тренировку водолазов ЦСН "Витязь" Росгвардии. Подробности и много фотографий про "людей-лягушек" последуют.

  • Про плавсредство

    Хотелось бы точно опознать модель этого катера, глиссера или полуглиссера. По всей видимости, в советское время он состоял на службе в советской…

  • Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

    В мае 2017 года мне случилось дважды посетить федеральное государственное учреждения культуры — Центральный музей Военно-Воздушных Сил в…

  • Про особенности военной интернет-торговли

    Вниманию интересующихся предлагается довольно обширное интервью с владельцем отечественного интернет-магазина, с 2013 года успешно торгующего…

  • Про полицейских кинологов

    Как выяснилось, собак «дворянских» пород обычно на полицейскую службу не принимают. Хотя они вполне могут быть умнее, быстрее, сильнее и вообще…

  • Про конную полицию

    Снимаем репортаж про столичную конную полицию. В парке. Четверо полицейских на конях и ещё один сопровождающий сотрудник в форме. Прибегает…

promo onepamop may 1, 2023 01:01 47
Buy for 200 tokens
Полное собрание ссылок на самые интересные и яркие публикации этого журнала. Армия, полиция, спецназ, промышленность, военная история, поисковая работа и прочие темы, привлёкшие моё внимание. Как правило, текст снабжён фотографиями. И наоборот. Приятного просмотра. Ссылок на репортажи: 182…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →