Михаил Михин (onepamop) wrote,
Михаил Михин
onepamop

Про посещение международного военно-технического форума «Армия-2015». Часть вторая, авиационная.



Во второй части речь пойдёт об «авиационной составляющей» или «авиационном кластере» международного военно-технического форума «Армия-2015». Гостей Форума пригласили на авиабазу, где дислоцируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники (ЦПАТ) имени И. Н. Кожедуба. Погода, метеорологи и цвет неба, конечно, подкачали, но, тем не менее, кое-что посмотреть и поснимать удалось.








Погрузились в автобус и отправились на аэродром. Опять краткий досмотр, уже совсем формальный и мы шагаем по бетону полосы.

Перед капитальным осмотром устроили перекус, примостившись на ступенях какого-то административного здания. Попутно слушали звуки трансляции из Алабино. В основном, удалось услышать бессвязную полуграмотную болтовню профнепригодного диктора про ДТ-30 «Витязь» — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу. И что-то вообще фантастическое про «Солнцепёк». Мастеру удалось прокомментировать некоторые события даже ещё нелепее и гаже, чем гражданину Губерниеву на «Танковом биатлоне». Растёт мастерство комментирования, растёт! Хохоча убежали подальше от репродуктора.

Народу в «авиационном кластере» было заметно меньше, чем в КВЦ, а поскольку весь день демонстрационные полёты откладывались и откладывались, посетитель, и так немногочисленный, потихонечку рассасывался.


Дальняя авиация во всей красе. «Белый лебедь». Он же BlackJack. Бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Самый большой сверхзвуковой самолёт в мире. Именно этим сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком Ту-160 «Александр Новиков» управлял в ходе Парада Победы лично главнокомандующий ВВС РФ Герой России генерал-полковник Бондарев.

На боевое дежурство Ту-160 заступили в мае 1987 года. После распада СССР большая часть советского парка Ту-160 (всего было произведено 34 самолёта) оказалась на Украине. 19 Ту-160 продержались в составе ВВС Украины до 2 февраля 2001 года. К этому дню все доставшиеся украинцам бомбардировщики были разбазарены: 10 утилизированы, 8 переданы нам за газовые долги, а один из бомбардировщиков приведён в негодное для использование состояние и помещён в авиационный музей в Полтаве. На сайте музея пишут: «Предлагаем Вашему вниманию: самолеты Ту-95 и Ту-160 (стратегический ракетоносец), которых нет ни в одном музее мира. Есть возможность подняться в кабины, которые, кстати, находятся полностью в рабочем состоянии, а также сделать фото на память, в том числе в кабинах самолетов». Всего-то за 20 гривен. Достойно.

Иначе сложилась судьба Ту-160 в составе ВВС РФ. Один из самолётов вместе с экипажем погиб в катастрофе в 2003 году, а ещё 16 Ту-160 сегодня стоят на вооружении 121-го гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования, авиабаза Энгельс-2. В мае этого года Верховный главнокомандующий В.В. Путин поручил возобновить производство Ту-160М, и до 2020 года поставить в войска не менее 50 новых «стратегов».



«Тарелка» А-50У, снимал несколько лет назад этого «сорокседьмого» в Иваново и в Рязани. Даже внутри дали возможность побывать, посмотреть на настоящих операторов.



На посадке.





В операторской кабине.




Модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МС «Саратов» ВВС РФ. Примечателен наличием четырёх двойных узлов внешней подвески. На таких пилонах можно размещать стратегические крылатые ракеты воздушного базирования нового типа.

Например, можно подвесить 8 штук крылатых ракет большой дальности Х-101 или даже Х-102. С повышенной точностью попадания. Думаю, нашим европейским и американским партнёрам сам факт демонстрации «Саратова» может показаться занимательным.

Кстати, три красных звёздочки под названием — за три успешных ракетных пуска.


Самолёты были выставлены по полосам и отгорожены от широкой публики заборчиками. Не очень удобно для посетителей, но это и не танк, каждая открученная «на память» гайка может дорого обойтись.

За заборчиком же гулял и экипаж. Любой подход лётчика к заборчику был равносилен участию в сессии вопросов-ответов, чаще всего настолько диких, что стойкости экипажа можно было только поразиться. Для особенно остро желающих иногда заборчик раздвигался и можно было сфотографироваться с лётчиками и самолётом без заборчика в кадре.



Ил-76МД. Трудяга-транспортяга.



Ту-22М3. BackFire. Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В составе ВВС РФ летает и модернизируется. В составе ВВС Украины после распада СССР таких оказалось 60 штук, а осталось 4. Все к эксплуатации непригодны, временно стоят в музеях.



Ту-22М3 взлетает с авиабазы Дягилево, Рязань.



Кабина управления Ту-22М3.


Множество посетителей выставки посещали её отдельные «кластеры» или «составляющие» примерно в такой позе.
75% «парадных» кадров внезапно «обезлюдевшей» техники выкинул в корзинку, пару раз в меня граждане с поднятой рукой в процессе видимосъёмки врезались.

У заборчика, кстати, обильно были расставлены вот такие медиа-стенды и к ним были подведены провода. Однако ни один из них при мне не работал.



Стоило обернуться в любом месте и сразу находились «волонтёры».



Как ни странно — довольно много пожилых людей заметил.



Специальный самолёт Ту-214ОН.


Информация с сайта производителя: Ту-214ОН является специальной модификацией самолета Ту-214 и предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках Договора по открытому небу. Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992г. в городе Хельсинки двадцатью семью государствами – участниками ОБСЕ. В России соглашение было ратифицировано в мае 2001г. Сейчас стран – участников договора 34.

Ту-214ОН стал первым самолетом, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения. Данный комплекс включает все разрешенные договором средства наблюдения, аппаратуру управления и контроля этих средств, а также устройства записи и отображения всей полученной в ходе наблюдательных полетов информации на жесткий магнитный диск компьютера. Цифровая фото- и видеоаппаратура расположена в нижнем отсеке самолета со специальными иллюминаторами, которые закрыты механизированным шторками.

После полета вся полученная информация, с помощью аппаратуры наземного комплекса сбора и обработки данных будет переводиться в единый цифровой формат, принятой странами-участниками Договора. Самолеты Ту-214ОН заменят Ту-154 и Ан-30, которые выполняют задачу инспекционного контроля в настоящее время. Решение этой важной государственной задачи в рамках существующих международных соглашений будет выполняться на современном техническом уровне. Первый полет самолет Ту-214ОН совершил 1 июня 2011 года
.





Тамбовский Ту-134УБ-Л «Байкал». В Тамбове как раз на таком летал на разведку погоды.



Пара картинок с Тамбовского аэродрома.





Корабельный истребитель МиГ-29К. Построен для Морской авиации ВМФ РФ в счёт программы 2014 года.



МиГ-29СМТ. Раньше живьём его не видел даже на земле.





Военные переводчики «авиационного кластера» снова не подкачали. Особенно удался оборот «is designed». Ладно, не буду больше про это.





В самом конце площадки разместился Ил-38Н «Новелла» МА ВМФ России. Самолёт прибыл на выставку из 859 Центра боевого применения и переучивания личного состава Морской авиации ВМФ (г. Ейск).



Назван в честь Радия Петровича Папковского, лауреата Ленинской премии, кавалера орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, Главного конструктора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», внёсшего значительный вклад в создание противолодочного самолёта Ил-38.



Своему новому облику и новой букве в названии самолёт обязан поисково-прицельной системе «Новелла-П-38».


Сам самолёт, как «носитель», родом из 1970 года. Он стал первой машиной из модернизированной серии, переданной в прошлом году нашей Морской авиации. Для противолодочной авиации в архаичности самолёта нашлись однозначные плюсы: умеренная стоимость лётного часа. Поинтересовался у лётчика — есть ли какие-то трудности в управлении машиной из-за наличия «кепки». Говорит, нет никаких, «кепка» особенно на управляемость не влияет. Тут же из-за спины задали вопрос про тяжесть облучения экипажа и компенсацию вредности молоком. Уровень облучения оказался таков, что аж молоко сворачивается. Выдают сразу кефиром.



Ил-38 на учениях в Баренцевом море. Постановка гидроакустических буйков для поиска подводной лодки противника.





Атипичный посетитель авиационной составляющей Форума «Армия-2015».





Вертолёты Ми-28Н.





















В небе лётчики пилотажной группы «Русские витязи».















На площадке, видимо с какого-то хранения, собрали немало интересных самолётов. Вот, например, Ил-22М ещё в старой аэрофлотовской ливрее. 1968 г.р., наверное, заслуженный донор запчастей.



Торжокский Ка-52, участник Парада Победы.





Массовый вылет. Оба типа этих вертолётов «живьём» в воздухе видел впервые.



Учебно-тренировочный вертолёт «Ансат-У» производства ОАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ).











А-50У из Иваново. Когда пошёл дождь, заборчики перед «русским аваксом» раздвинули и гостей форума любезно пригласили укрыться от воды под плоскостью.



Ка-52.







ПАК ФА или перспективный многоцелевой истребитель Сухой Т-50.











Пилотажная группа «Стрижи».













Именной Ту-134А-3, «Санкт-Петербург».





«Парковка вручную».





Запарковался.




















Зачем-то, до окончания полётов, приспичило сквозь толпу гостей выставки, смотрящих в небо, вывозить на полосу «малую авиацию». Кому-то в голову плоскостью таки заехали, хотя сопровождающие самолёт мужички старательно всем орали, чтобы дали дорогу и поберегли головы.

Вообще говоря, это было самое странное на аэродроме: основная масса зрителей собралась в одном из «карманов», откуда лучше всего можно было наблюдать за взлётами и посадками. Для начала видимость зрителям была ограничена вертолётом, потом рядом с вертолётом запарковали Ту-134, потом начали туда-сюда ездить лётчики на автомобилях и вручную возить «малую авиацию», разгоняя толпу и каждый раз рискуя, что кто-то попадёт под колёса. Пронесло на этот раз. В немалой степени из-за терпения и настойчивости прапорщиков и капитана, постоянно напоминавших забывчивым собравшимся, что они на военном аэродроме, а не в парке культуры и отдыха.








К вечеру стало уже совсем холодно, прошёл дождь. Зрители попрятались в норы. Лётную программу, сильно задержавшуюся по вине метеорологов (альтернативное мнение, бытовавшее среди собравшихся — «Медведев в воздухе») заканчивали уже впотёмках. После завершения полётов все стремительно помчали к парковкам и автобусам, устроили давку у туалетов (на аэродроме в кусты не сильно зайдёшь за неимением) и пытались выезжать на личных автомобилях с парковочных площадок (каковых, кстати, было в изобилии) не туда, куда указывали военные регулировщики. Но все беспорядки были немедленно пресечены.

«На улицах города начинало светать, когда мокрые, усталые, но довольные своей работой приятели вернулись домой».

В следующем году опять надо ехать!
Tags: армейский репортаж, наши люди, события, тяжкое наследие СССР, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “армейский репортаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments