Михаил Михин (onepamop) wrote,
Михаил Михин
onepamop

Про беспилотных пилотов


Рассказ о 924 Центре беспилотной авиации уместно будет начать с исторического экскурса. Совсем краткая история отечественных БПЛА такова: начало формирования частей беспилотной авиации в ВС СССР можно отнести к середине 60-х годов прошлого века. От беспилотных самолётов-мишеней советская конструкторская мысль шагнула к «одноразовым» тактическим беспилотным самолётам-разведчикам ТБР-1 (Ла-17Р) и дальним беспилотным самолётам-разведчикам ДБР-1 (Ту-123 «Ястреб»). Приборный отсек «Ястреба» разрабатывался как многоразовый, а вот остальная часть БПЛА была одноразовой, тормозной парашют не спасал от разрушения центральную и хвостовую часть самолёта.

В конце 70-х годов прошлого века на вооружении Советской Армии появились оперативно-тактические беспилотные разведчики Ту-141 «Стриж» (входил в состав комплекса ВР-2 «Стриж»), а за ними и беспилотные разведывательные комплексы ВР-3 с турбореактивными БПЛА Ту-143 «Рейс». Это были уже «многоразовые» комплексы, позволявшие решать гораздо более сложные задачи.

В 1980-е годы появляется очередное поколение БПЛА — лёгкие «многоразовые» разведчики. В СССР таким «беспилотником» стала «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенная для наблюдения за боевой обстановкой с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры. За «восьмидесятыми» пришли и «девяностые», когда у страны появились гораздо более важные заботы, чем разработка беспилотных разведывательных комплексов. Но пришло время навёрстывать упущенное.

О том что и как происходит в отечественной беспилотной авиации рассказал начальник 924-го Государственного центра беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации, кандидат военных наук, полковник Валерий Викторович Фролов.

Обращаю внимание: материал снимался в декабре 2014 года, по техническим причинам (флешку заклинило) опубликовать его ранее возможности не было.










Государственный музей авиации Украины, Жуляны.

На заднем плане видны Ту-141 «Стриж» и СПУ (самоходная-пусковая установка) от Ту-143 «Рейс». Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе путём фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. БПЛА Ту-143 «Рейс» до сих пор состоят на вооружении отдельного полка БПЛА ВСУ, а один из них даже был сбит (как говорят) бойцами подразделения Моторолы 1 августа 2014 года в районе города Шахтёрска.


Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат разработки ОКБ им. Туполева. Предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Посадка Ту-141 осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части.Комплекс выпускался в Харькове, состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы, преимущественно дислоцировался на западной границе СССР.



Ту-141 «Стриж» с бортовым номером «05» в экспозиции Центрального музея ВВС в подмосковном Монино.



В 924-м Государственном центре беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации о «Стрижах» и «Рейсах» помнят, но своих курсантов обучают владению совсем другой техникой.



1 декабря 2013 года исполнилось 30 лет со дня создания Межвидового центра беспилотных летательных аппаратов.



В настоящее время в состав Центра входят управление центра, исследовательский отдел (применения и войсковых испытаний беспилотной авиации), курсы переподготовки и повышения квалификации (специалистов беспилотной авиации), две эскадрильи БЛА (исследовательско-инструкторская и средней дальности).



Со дня формирования личный состав Центра участвовал более чем в 200 военных учениях различного уровня.



Центр расположился на территории бывшего Коломенского высшего артиллерийского командного училища (КВАКУ), в «старом» городе.





В момент моего визита в Центре кипело строительство. Ломали старые, непригодные для эксплуатации здания, реконструировали пригодные и возводили новые. В планах строительства и реконструкции: новые казармы, штаб, клуб, спорткомплекс с бассейном и стадионом, лазарет, столовая, учебный и учебно-демонстрационный корпуса, КПП и парковка.



Историческая справка:

Центр сформирован 1 декабря 1983 года в п. Марциена Мадонского района Латвийской ССР. В январе 1987 года в составе Центра были сформированы 357 отдельная исследовательско-инструкторская эскадрилья крылатых ракет наземного базирования и 283 отдельная рота охраны. С 1993 года по апрель 1994 года Центр с подчинёнными частями передислоцирован в г. Егорьевск Московской области.

В мае 2000 года Центру придан статус межвидового. В декабре 2000 года для выполнения боевых задач был сформирован 140 отдельный полк беспилотных авиационных комплексов с дислокацией в г. Ахтубинск Астраханской области и 24 отдельный полк БАК с дислокацией в п. Туношна Ярославской области.

В июле 2009 года полки БАК были переформированы в 215 авиационную базу БЛА. В сентябре 2009 года Центр с 215 авиационной базой БЛА передислоцирован в г. Коломну Московской области.

В сентябре 2010 года Центр был подчинен 4 Государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (г. Липецк).

В марте 2011 года 215 авиационная база была расформирована, а ее четыре эскадрильи и отряд БЛА вошли в состав Центра. С ноября 2011 года по апрель 2013 года Центр входил в состав 476 Окружного учебного центра Западного военного округа (г. Ковров).

В 2013 году центр преобразован в 924 Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. В декабре 2014 года на базе 924 Межвидового центра беспилотной авиации ГШ ВС РФ сформирован 924 Государственный центр беспилотной авиации МО РФ.





Продолжительность курса обучения зависит от типа осваиваемой техники: комплексы малой дальности требуют двух с половиной месяцев, комплексы большей дальности, например, «Форпост», потребуют от курсантов четырёх месяцев занятий.



БПЛА «Элерон-3СВ» — специальное разведывательное средство ближнего радиуса действия.


БПЛА адаптирован для установки сменной модульной полезной нагрузки: телевизионной 10-х камеры в трехкоординатном гиростабилизированном подвесе; тепловизионной камеры в гиростабилизированном трехкоординатном подвесе; фотокамеры.

Планер герметичен. Навигационно-пилотажная система собрана на новейшей элементной базе, что позволило радикально расширить её возможности. Полностью обновлено программное обеспечение. Увеличена грузоподъемность и скороподъемность БЛА. Акустически незаметен.



В Центре проходят обучение и «контрактники» и «срочники», превращаясь со временем в специалистов беспилотной авиации и младших авиационных специалистов рот БПЛА.



Программа обучения состоит из нескольких главных этапов: теория, подготовка на учебно-тренировочном комплексе (позволяющем имитировать полёт и «погрузить» курсанта в виртуальную информационную среду боевого применения), реальные полёты.



По завершении обучения военнослужащие сдают комплексный экзамен и получают соответствующие свидетельства. Сдают выпускные экзамены не все.



Часть курсантов отчисляется задолго до экзаменов, в самом начале обучения. В подавляющем большинстве это военнослужащие, не желающие становиться «беспилотными пилотами».
Они возвращаются на места своей службы.



Центр может вести подготовку специалистов для любых ведомств, не только в интересах МО РФ.


В плане внутриведомственных перипетий Центр располагает богатейшей историей: был в подчинении главнокомандующего ВВС, после подчинялся 4-му государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ, побывал в составе 467-го межвидового окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск ЗВО, превратился в Межведомственный центр подготовки специалистов Сухопутных войск, и, наконец, обрёл статус подразделения центрального подчинения Генштаба.



Центр может готовить специалистов по трём основным направлениям: собственно пилотов или операторов беспилотного летательного аппарата (они «рулят» полётом), операторов управления целевой нагрузкой (они «рулят» бортовыми средствами ведения разведки: фото- и видеокамерами, тепловизорами, ИК-аппаратурой и т.д.) и техников (они «разруливают» всё, что остальные «нарулили»).



Важный документ. Неоспоримо подтверждает наличие пилотов в беспилотной авиации :).



Самое удивительное на этом снимке для меня лично — пульт управления кондиционером в обычном учебном классе.







Учебный симулятор БПЛА.



В рядах курсантов имеются и барышни военнослужащие прекрасного пола.











Учебные места почему-то оборудованы промышленными защищёнными клавиатурами «Сигнал».









Работа для дешифровщика: вычленить полезную информацию из массива визуальных данных и верно её интерпретировать.





Закончив осмотр учебных классов, отправился на «аэродром», расположившийся неподалёку от Коломны, в Воловичах.







С мороза в тепло — линза люто запотела.



Стартовый командный пункт.





БПЛА могут переноситься вот в таких рюкзаках.





Прямо на «аэродроме» была развёрнута мини-выставка, демонстрирующая образцы БПЛА.















Комплексы с БПЛА «Орлан-10» поставляются в ВС РФ на автошасси «КАМАЗ».



«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ.
Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр».





















Аэродромный «колдун» — конус-указатель силы и направления ветра.



Погода в день съёмки порадовала: мороз, сильный порывистый ветер, снегопад. В пилотируемой авиации такие метеоусловия могли бы привести к отмене полётов, но для всепогодных комплексов БПЛА умеренное буйство природы помехой не стало.



Подготовка «Орлана-10» к старту.



Стартовая катапульта.



Аккумулятор был извлечён из тёплого внутреннего кармана и «заряжен» в БПЛА перед самым стартом. Чтобы избежать естественного падения ёмкости на морозе.







Взлёт! Старт БПЛА производится со специальной разборной катапульты. Скорость полёта может находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, «Орлан-10» может находиться в воздухе до 18 часов, максимальное удаление от пульта управления не должно превышать 180-200 километров для уверенного приёма сигнала видеоаппаратуры.



Отлетав положенную программу, БПЛА вернулся в стартовый район и приземлился на парашюте.





Так же приземляется и «Орлан-10». На снимке видна надувшаяся «подушка безопасности».





После окончания полётов все отправляются мимо стартового КП в ангар.







Сборка, разборка, осмотр, укладка парашютов.







Всё, очередной полётный день закончен.





Интервью с начальником Центра, кандидатом военных наук, полковником Валерием Викторовичем Фроловым


Какие классы беспилотных летательных аппаратов на сегодняшний день вообще существуют и какие из них считаются наиболее приоритетными для нас?
В настоящее время концепцией развития беспилотной авиации, утверждённой министром обороны, определены следующие классы летательных аппаратов: комплексы малой дальности (ближнего действия), комплексы средней дальности и комплексы большой продолжительности полёта. Сейчас у нас полным ходом идёт производство и оснащение сформированных рот комплексами малой дальности (ближнего действия). Это комплексы «Орлан-10», «Леер», «Элерон», «Застава», «Наводчик-2» (состоящий из «Гранат-1», «Гранат-2», «Гранат-3», «Гранат-4») и комплексами средней дальности «Форпост». По комплексам большой продолжительности полёта ведутся опытно-конструкторские работы. Ожидаем, что в конце 2015 года опытные образцы поднимутся в воздух, будут проходить государственные и войсковые испытания. Если всё будет нормально и комплексы пройдут весь спектр необходимых мероприятий (в том числе и проверку в 929 лётно-испытательном центре на предмет соответствия заявленным лётно-техническим характеристикам), то новые разработки начнут поступать на вооружение формируемых подразделений беспилотных летательных аппаратов.


Как вы считаете, кому сейчас БПЛА нужнее всех? Российским Вооружённым Силам? «Силовым» ведомствам?
Я считаю — любому «силовому» ведомству «беспилотники» нужны, для многих они актуальны. Для чего? Это, прежде всего, сохранение человеческих жизней. Не надо идти на амбразуру грудью, стоит просто пустить БПЛА и посмотреть что впереди, спланировать дальнейшие мероприятия. Например? Сухопутные войска, охрана РВСН и артиллерии, корректировка огня. Десантирование ВДВ: на какие площадки с дальнейшим входом в бой высаживаемся, кто и что нас там ожидает. МЧС: любые чрезвычайные ситуации, пожары. 2 года назад Подмосковье горело повсеместно. Мы плотно работали непосредственно с администрацией: смотрели все площади, леса, предоставляли оперативные данные для направления пожарных вертолётов и машин МЧС. Работаем с миграционными службами: обращаются часто, просят посмотреть на какие-то участки или объекты с целью установления скопления мигрантов. Поднимаемся в воздух, смотрим, определяем, сколько людей и чем заняты, представляем данные. Проще говоря — беспилотная авиация нужна и востребована.


Наверняка Центр сталкивался с иностранными разработками в области БПЛА. На какой ступени развития находятся сейчас российские «беспилотники» по сравнению, например с США и Израилем?
По моей личной оценке и оценке других специалистов, сейчас мы отстаём от иностранных беспилотных комплексов лет на 10-12-15. Но не факт, что мы в кратчайшее время (года три-четыре, может быть пять), не обгоним наших коллег, у которых имеются такие летательные аппараты.


Есть ли какая-то специальная программа по изучению опыта иностранцев: что у них хорошо, что у них плохо, что можно позаимствовать?
Отдельной специальной программы нет, но ведутся аналитические работы, в том числе и нашим Центром. А это центр научно-исследовательских работ, где проводится анализ: как они обучают своих специалистов, на каком уровне, каким образом, как проводят войсковые типовые испытания. Проводятся в ходе командирской подготовки в Центре обзорные занятия, лекции. Мы делаем соответствующие выводы, ориентируемся на их программы, их мероприятия, производим, соответственно, корректировки в своих программах обучения. Так скажем, берём их опыт и внедряем частично в свою практику обучения наших подразделений, ну и что-то вносим совершенно новое. Что именно, я не буду говорить.


Расскажите, пожалуйста, о ваших курсантах. Каким вам видится идеальный курсант? Кого бы вы хотели видеть среди тех, кто приезжает на обучение?
Я так скажу — идеальных курсантов не бывает. Хороший курсант — это курсант, у которого есть огромное желание изучить определённый комплекс, научиться работать на нём. Приведу пример. Недавно (четвёртый или пятый набор) к нам приехало целое подразделение ВДВ во главе с товарищем капитаном. Уровень их подготовки — ниже среднего. Командир роты поставил задачу: все должны обучиться и получить удостоверения. Я наблюдал следующую картину: десантники сидели днями, ночами, спали два часа в сутки, но учили, дополнительные занятия проводили. И все успешно сдали выпускные экзамены, получили удостоверения и сейчас на высоком уровне эксплуатируют комплексы малой дальности. Всё зависит от желания человека.

Предпочтение отдаётся тем военнослужащим, у которых есть определённое образование, пускай среднее, среднее техническое, владение азами компьютерной грамотности и начальное представление о том, почему самолёты летают, а крыльями не машут. Что такое подъёмная сила, что такое воздушное пространство, ну и так далее. Обыкновенные минимальные знания. В дальнейшем курсанта ждут теоретические лекционные занятия, практические, групповые. Преподаватели полностью всё объясняют, рассказывают. Дальше курсанты изучают сами комплексы. Например, комплекс «Элерон» — он довольно простой в обращении, пилотировании и запуске. И обучиться на нём, я так думаю, легко может любой человек. Желание у человека должно быть. Бывает, что приезжают военнослужащие просто «отбыть номер», прогуляться, повеселиться. Это быстро становится заметно и такие курсанты просто отчисляются по неуспеваемости, по дисциплине или нежеланию учиться. Вот и всё.


Есть ли у вас какие-либо специальные требования к курсантам в плане знаний и умений?
Нет. За исключением комплексов средней дальности — это, например, комплекс «Форпост», который летает на удалении 250-300 км. Там необходимы специалисты непосредственно с авиационным образованием, которые окончили лётные училища, которые сами полетали. Пусть они списанные лётчики, списанные техники, но они ещё видят свою дальнейшую жизнь в армии, в полётах. Нужны операторы наведения, имеющие за плечами достаточный курс лекций по авиационной тематике. Есть комплексы и куда более серьёзные. Большая масса самолёта, сложные полётные характеристики, значительная дальность. Тут уже важно знать что-то о безопасности полётов, чтобы не было воздушных катастроф, инцидентов. В таком случае нет возможности обучить каждого.


Есть ли у вас какие-либо специальные требования к курсантам по здоровью, по физподготовке?
Тоже нет. Обучались даже люди, с так скажем, слабым зрением. Видели, что человек хочет учиться и по запросу вышестоящего штаба обучали. Трудится техником в управлении строительства. В прошлом году в потоке мы обучали женщин-техников БПЛА «Орлан». Я был удивлён, когда эти женщины в возрасте 48-50 лет приехали сюда обучаться. С ними здесь лично беседовал в кабинете: как вы видите своё будущее? Приехали они из ЗВО, Мурманская область. Они очень хотели служить, и командир поставил задачу: учитесь, будете летать. Я говорю: девушки, а вы хоть разбираетесь, где там свечи, где там карбюратор в двигателе стоит. Мы все изучим, товарищ полковник, все будем знать. На деле, когда на нашей учебной площадке в Воловичах был мороз, холод, эти девушки бегали за своим самолётом, носили его, запускали, чистили свечи. Мне было очень приятно, а они обучились и стали техниками. Так что физподготовки особой не надо, мы не спецназ, мы не войска, мы технические разведчики. Мы выполняем разведку, предоставляем заинтересованной инстанции те данные, которые она требует.


Есть ли у вас какая-либо возможность повлиять на разработчиков, например, прямо указать чего в комплексе не хватает, а что излишне?
Да, есть. Когда комплексы прошли государственные испытания и начинаются войсковые испытания, они все проходят через наш Центр. Разрабатываются специальные программы, методики. Утверждаются вышестоящим штабом. И мы начинаем работать. И если мы видим, что определённые характеристики комплексов не удовлетворяют требованиям воздушной разведки к современным беспилотным комплексам, мы это промышленности сообщаем. Производители всё внимательно изучают, и в дальнейших поставках они учитывают наши пожелания, требования и внедряют в жизнь. Пример — комплекс «Наводчик-2», где определённые недостатки были выявлены и сейчас над ними вплотную работают. В Центре есть специальные группы научно-исследовательской работы и войсковых испытаний комплексов, которые и занимаются этой проблематикой, выдвигают предложения и требования непосредственно для промышленности. Прежде, чем отдать что-то в войска, мы все комплексы поднимаем в воздух, смотрим на их качества. Только после этого комплексы уходят в войска, непосредственно в те подразделения, которые мы здесь уже обучили.


Касательно систем видео- и фотофиксации: что самое мелкое можно рассмотреть с «беспилотника»?
Да разное можно. Приведу вам пример. Приезжали к нам тележурналисты на съёмки. И столкнулся я с одним таким нехорошим оператором. Он говорит: а вот сможете вы меня найти с воздуха? Я говорю: постараемся вас найти. Он надел красную рубашку и убежал очень далеко, в траву. Но район мы знали. Запустили комплекс «Застава», минут восемь-десять пришлось поискать, и мы его обнаружили. Он даже своей видеокамерой снимал и показывал, что эти ребята его всё-таки нашли. В целом же, смотря какой БПЛА, но в среднем, при помощи инфракрасной разведки и тепловизора можно определить отдельного замаскированного человека. С помощью фото и видео — передвижение колонны, трёх-четырёх человек.

Комплексом «Форпост» на удалении 110 км ночью (это пример из практики) мы наблюдали движение утки с утятами по озеру, мы видели этих утят на самом деле. «Форпостом» выполняли специальные задачи, наблюдали как после нанесения авиаударов бандформирования раскалывались на группы и расползались в разные стороны. И мы считали сколько там людей, с чем они идут. Распознать АК-74 или ПМ возможным не представлялось, но «Муху» или «Стрелу» — да. Тут уже важнее общие опознавательные признаки того или другого предмета. А дальше все зависит от дешифровщика, как он отдешифрирует материал разведки и что к чему привяжет.


Может ли наш БПЛА использоваться не в качестве разведчика и наблюдателя, а в качестве ударной силы?
Я уже говорил неоднократно, на этот вопрос многим отвечал: сейчас ведутся опытно-конструкторские разработки, это все станет в общую «линейку». Я уже говорил, что мы немножко отстали от наших коллег, у которых уже есть такие беспилотные аппараты. Будут и у нас. Пока не хотелось бы ничего озвучивать, но я думаю, что лет через пять и мы будем владеть такими комплексами. Увидел, нанёс удар, посмотрел на результаты, вернулся.


В любом деле есть какие-то признаки, характеризующие человека как «мастера». Как оценить уровень мастерства оператора «беспилотника»?
Очень интересный вопрос. Все вы знаете, что в пилотируемой авиации есть лётчики 1-2-3 класса, лётчики без класса, лётчики-снайперы. Есть специальные приказы министра обороны, где по налёту часов и по уровню боевой подготовки лётчику присваивается квалификация. К этому и мы стремимся. Сейчас находится в разработке наше предложение Генеральному штабу по данному вопросу.

Что такое классный специалист? Действительно классный — тот, кто уже полетал на каком-то типе комплексов. Налетал, допустим, на «Форпосте» 100 часов. По указанию начальника Генерального штаба его уже можно переводить в инструктора. На меньших комплексах у специалиста может быть вылетов 20-30, это уже набравшийся опыта специалист. Разработана и уже внедряется лётная книжка для операторов БПЛА. После обучения в Центре мы вручаем такие книжки и каждый специалист фиксирует свой налёт. Считать налёт необходимо: сколько взлётов-посадок сделано, в каких метеоусловиях (простых или сложных), каковы были цели полёта, сколько объектов распознал, и так далее. Отличие пилотируемой авиации от беспилотной, конечно, есть, но человек присутствует и здесь и там. Многое в пилотируемой и беспилотной авиации регламентируется едиными федеральными авиационными правилам, правилами инженерной подготовки комплексов, правилами организации полётов и так далее. В дальнейшем можно будет оценивать уровень специалиста-оператора БПЛА по классности, как и в пилотируемой авиации.


Какие-то именно беспилотные традиции у вас в центре есть? Что-то свойственное именно вам? Может быть какая-то процедура приёма?
Собственных традиций у нас пока нет. Стремимся, конечно, чтобы традицией стало равенство количества взлётов количеству посадок. Но без традиций в авиации никак. Я сам большую часть своей жизни пролетал в пилотируемой авиации. И когда выполнил свой первый самостоятельный полёт, должен был пачку сигарет раздать инструкторам. А меня должны были взять за руки, за ноги и стукнуть о самолётное колесо. Хорошо помню свой первый полет на Ту-22, ещё будучи лейтенантом. Служил я в дивизии товарища Дудаева, и получилось так что в первый полет он меня возил.

В беспилотной авиации своей истории и традиций не придумали ещё, но я думаю, что это будущее. К нам сейчас внимание повышенное, выделяются необходимые средства, начала работать наша промышленность, начала массово поступать техника, люди начали приходить к нам обучаться. Очень сложно было в прошлом учить людей, когда обучаемый контингент приходил без желания. Нам в Центре было тяжело с ними бороться, заставить их: они не понимали, что им тут делать. А сейчас процентов 90-95 — военнослужащие, понимающие куда и зачем они прибыли. Мероприятия, которые проводились и проводятся сейчас в определённых горячих точках, показали, что это просто необходимо, это спасение человеческой жизни.

Мы растём, уровень знаний курсантов растёт, налёт растёт. Налёт, кстати, возрос в четыре раза, возросла эффективность выполнения воздушных задач. Это всего лишь за год! Есть, конечно, сложности и вопросы, есть кадровый голод в войсках, стараемся войска насытить нашими специалистами. Главное — люди идут правильные. Вот четыре девушки ко мне пришли в прошлом году, четыре лейтенантши. Хорошо обучились, стали летчицами–наблюдательницами. На «Востоке — 2014» выполняли полёты, очень хорошие результаты и картинки показали.

А начинали мы с разбитой неотапливаемой казармы в 2009 году. Не знали что делать в этом Центре, как починить отопление, где хоть каких-то средств добыть. Пришёл новый министр, распорядился выделить средства, отстроить инфраструктуру и всё заработало. Единственное, чего у нас пока нет, но обязательно будет — свой полноценный аэродром. Рассматривались разные варианты: Бутурлиновка в Воронежской области, Ржев, Поддубно, Крутышки. Лучший для Центра вариант — не больше пятидесяти-семидесяти километров от Коломны, чтобы Центр мог действовать как единое целое. Здесь теория полностью — там лётная практика. Думаю, это вопрос ближайшего времени.



И ещё несколько фотографий (сделаны в разные годы и в разных местах), иллюстрирующих реальное применение всяческих БПЛА в ВС РФ.



25 августа 2010 года. Учения ВДВ с выброской боевой техники и форсированием Волги. Ивановская, Ярославская, Костромская области.



Тип БПЛА мне неизвестен. Возможно, Орлан-3М?



23 июля 2014 года. БПЛА «Застава». Финальный этап Всеармейского соревнования понтонно-переправочных подразделений инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации «Открытая вода — 2014». Река Ока, город Муром, Владимирская область.















26 июля 2014 года. Тактический БПЛА «Форпост» (в девичестве израильский IAI Searcher Mk II). Финальный международный этап конкурса боевой выучки лётных экипажей «Авиадартс-2014».
Аэродром 4-го ордена Ленина Краснознамённого центра войсковых испытаний и подготовки персонала военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова, Липецк.



БПЛА «Форпост» осуществляет взлёты и посадки «по самолётному», т.е. ему нужна взлётная полоса для старта и возвращения.





7 августа 2014 года. БПЛА «Гранат-1». Соревнования войсковых разведчиков по специальной подготовке «Зеленая тропа». Тамбовская область.











Ну и немного самолюбования :).






Tags: армейский репортаж, наши люди, события, ссылка, тяжкое наследие СССР, фотография, экскурсия
Subscribe

Posts from This Journal “армейский репортаж” Tag

promo onepamop may 1, 2023 01:01 47
Buy for 200 tokens
Полное собрание ссылок на самые интересные и яркие публикации этого журнала. Армия, полиция, спецназ, промышленность, военная история, поисковая работа и прочие темы, привлёкшие моё внимание. Как правило, текст снабжён фотографиями. И наоборот. Приятного просмотра. Ссылок на репортажи: 182…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments