Михаил Михин (onepamop) wrote,
Михаил Михин
onepamop

Categories:

Про Владимирский тракт



От этого камня и начиналась Владимирка, самая длинная дорога в мире. Владимирский тракт пролегал по России от Москвы, через Богородск, Нижний Новгород, Пермь, через всю Сибирь к мрачным казематам и рудникам Акатуя до Петропавловска на Камчатке. Длина его составляла 12212 вёрст (верста содержала в себе 750 сажен или 1140 метров). От Рогожской заставы, до места ссылки осуждённые шли не менее трёх лет. В сказании о перенесении иконы Владимирской Божьей Матери из Владимира в Москву дорога названа «Великой дорогой».


В Москве состоялся общественный совет, на котором было одобрено предложение о частичном восстановлении исторических въездных застав города. Иными словами, решено архитектурно увековечить границы старой Москвы. Заставы будут воссоздаваться с учетом сложившейся застройки города. Если все пройдет удачно, то об историческом центре Москвы будут напоминать реконструированные кордегардии (постовые избы) и так называемые въездные столбы с двуглавыми орлами и табличками типа «до границы Москвы 100 метров».

В старой Москве было 18 въездных застав, устроенных во времена правления Анны Иоановны. Тогда все тракты, соединяющие Москву с другими промышленными центрами (Новгородом, Архангельском, Санкт-Петербургом, Калугой, Ростовом-на-Дону и т.д.), шли из центра столицы через заставы. Все 18 площадей существуют и ныне, и большинство из них сохранили даже свои исторические названия - Калужская, Даниловская, Преображенская. А по знаменитой дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село до сих пор стоят парадная арка и верстовые памятники.

Московская архитектура малых форм уцелела лишь на площади Рогожской заставы (прежде - Владимирская), где сохранился пограничный памятник-столб. По скудным архивным материалам можно составить представление об облике застав Москвы. Так, на примере района Рогожской заставы выяснилось, где конкретно находился комплекс построек кордегардий. Из всего комплекса сохранился частично призаставный столб с выбитой надписью «От Москвы 2 версты» 1783 г.





Нынешнее шоссе «Москва – Уфа» в XIX в. называлось Большой Володимирской дорогой или Владимирским трактом, начиналась от московской Рогожской заставы. Затем - Владимирское или Нижегородское шоссе. В советские времена - Горьковское шоссе. С 1991 года - снова Нижегородское шоссе. На современных картах - «Волга-1» или «М-7».

По мере возвышения Москвы к ней и от неё потянулись дороги, в том числе и на восток через древний Владимир в Поволжье. В Троицкой летописи в записи, относящейся к 1395 г., после того, как из Владимира доставили в Москву икону Божьей Матери, путь, по которому она следовала, назван «самой велицей дорозей Володимерьской». Впоследствии этот путь и стал называться Владимирским трактом, или Владимиркой.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. Владимирка оживляла жизнь всего придорожного края. Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. Постепенно, к XVIII веку Владимирская дорога становится основным трактом, ведущим во Владимир и Нижний Новгород, и дальше на Восток.

Дорога делилась на перегоны. На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей за сутки можно было одолеть расстояние протяженностью в 140 верст. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать. Кроме того проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Большинство зданий почтовых станций были деревянными. Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей.


Левитан Исаак Ильич. «Владимирка". 1892. ГТГ, Москва. Холст, масло. 79 х 123
Куда ведет этот нескончаемый проторенный большак под гнетом свинцового неба? К пересылочной тюрьме во Владимире, а дальше по «колесухе» в Сибирь на каторгу — к горькой разлуке, к беспощадным испытаниям, к унылой неволе.



«ВЛАДИМИРКА»

«Н-но!.. Туда же, брыкаться... Нашлась
недотрога!»...
Туго врезалась в твердую землю соха.
«Здравствуй, дядя! Гляжу я: земля не плоха».
«Да крепка. Утоптали. Была ведь дорога.
Слышь, в Сибирь, значит, гнали по ней
в старину...
Эй, ты, н-ну,
Шевелись, сухопарая!..»
Борозда к борозде... Ком ложится на ком...
Кто узнал бы тебя нынче в виде таком,
Роковая путина, «Владимирка старая»?!

Брат мой, пахарь! Погибших бойцов помяни.
Окруженные серым, суровым конвоем,
Пыльной летней порой — под мучительным зноем,
Хмурой осенью — в тускло-ненастные дни,
И студеной зимой — в ночи темные, вьюжные,
Кандалами гремя, испитые, недужные,
По «Владимирке старой» шагали они.

Не склоняя голов непокорных,
Не смыкая усталых и скорбных очей,
Мимо жалких лачуг, покосившихся, черных,
Мимо пышных усадеб своих палачей,
Подло-мстительной царской покараны карой,
В рудники за бойцом посылавшей бойца,
Шли они — без конца, без конца, без конца —
По «Владимирке старой»!

Сколько скорбных, невидимых нами, теней,
Может быть, в это время проходят по ней
И дивятся на новые яркие всходы!
Пахарь! Празднуя праздник труда и свободы,
Не забудь благодарной слезой помянуть
Всех, кто в оные, злые, проклятые годы
Ради нас проходил этот жертвенный путь!

Демьян Бедный. 1921

Только с 1823 по 1861 год в Сибирь было сослано около 300 тысяч человек. А в общей сложности по ней прошло более двух миллионов ссыльных да около миллиона их родственников, пожелавших разделить судьбу своих близких... В советское время в память революционеров Владимирское шоссе было переименовано в “Шоссе Энтузиастов”. Но многие улицы и переулки в окрестностях шоссе Энтузиастов до сих пор называются Владимирскими.



Тут находилась усадьба помещика Баулина. Когда-то, когда проводили Владимирское шоссе, он запретил вести дорогу мимо своей усадьбы — по улице принадлежавшей ему деревни Владимирки. Власти уважили каприз помещика, и дорога прошла ближе к лесу. После реформы 1861 года земли, о которых идет речь, стали общинными, дорогу якобы перенесли на то место вдоль деревни Владимирки, где она пролегает и теперь, а на старом полотне посадили лиственницы. Уже на топографической карте Москвы и ее окрестностей, изданной в 1852 году, имеется изображение обеих дорог; одна, отнесенная влево от деревни, и другая — на месте теперешнего шоссе Энтузиастов.


Всехсвятский единоверческий монастырь за Рогожской заставой основан в 1862 году при Новоблагословенном кладбище в память об освобождении крестьян. Располагался на Владимирском шоссе (сейчас – шоссе Энтузиастов), в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского посёлка. В 1922 году монастырь был закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот». Из всех зданий монастыря осталась только перестроенная Никольская церковь (шоссе Энтузиастов, дом № 7), используемая как офисное здание.


Местами Владимирка была покрыта щебнем, ее ширина составляла до 7 м. В «Военно-статистическом обозрении Московской губернии» за 1853 год сообщается: «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений… Через реки и речки находятся хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом...»


Накануне Первой мировой войны по Владимирке ежегодно проезжало до 22 тысяч экипажей и 176,5 тысячи груженых подвод, перевозилось до 201,5 тысячи человек. С 1862 г. дорога была замощена булыжником, в 1927-1928 гг. появилось асфальтовое покрытие. В 1731 г. дорога стала называться Сибирским трактом и имела направление Москва—Владимир—Муром—Нижний Новгород и далее на Сибирь. Развитие капитализма, расширение торговых связей, ежегодно проводимые в г. Нижнем Новгороде ярмарки, известные на весь мир, содействовали тому, что в 1839-1845 гг. было построено Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием, протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша и Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между городами Владимиром и Нижним Новгородом — через города Вязники и Гороховец.

Один из создателей Измайловского парка вспоминает, что когда в советское время тут разбивали парк, то вход в него и начало центральной аллеи пришлись на полотно той самой старой Владимирки. Дорогу частично срыли, кюветы засыпали, но в общей сложности она сохранилась до села Ивановского, примерно на один километр. В голодные годы гражданской войны часть полотна старой Владимирки распахали под огород, потом Алешинский совхоз посадил тут черную смородину, а затем картошку. В 1918 году навсегда исчезло из московской топонимихи старое название “Владимирка”. Неузнаваемо изменились ее окрестности — выросли первоклассные заводы, многоэтажные дома, научно-исследовательские и учебные институты, а саму дорогу залили асфальтом, превратили в оживленную магистраль — шоссе Энтузиастов.



Дорога пересекала всю Нижегородскую губернию с запада на восток. Проходила он и по территории Васильсурского уезда через села Чугуны, Криуши, Осинки, Отары, Васильсурск. Строительство автомобильного завода в г. Нижнем Новгороде, растущие потребности народного хозяйства в автомобильных и гужевых перевозках в связи с проводимыми в стране индустриализацией и коллективизацией вызвали необходимость реконструкции дороги. В 1933-1940 гг. проезжая часть была расширена до 6—7 м с устройством черного шоссе. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты.

Владимирка неоднократно за свою историю становилась прифронтовой дорогой. Это было в годы татаро-монгольского ига, и в 1612 и 1812 гг., когда Россия воевала с польскими и наполеоновскими войсками, и в 1941 г. Всю Великую Отечественную войну важная коммуникация между Москвой и Горьким напряженно, но надежно работала на Победу, обеспечивая Красную Армию резервами и материально-техническими ресурсами.

</a>>


В 1954—1964 гг. проводилась реконструкция автомагистрали Москва-Нижний Новгород. В настоящее время среднесуточная интенсивность движения по дороге составляет свыше 16 тыс. автомобилей, причем, около 70% — это грузовые автомобили. Даже по самым скромным подсчетам, ежегодно услугами дороги Москва-Нижний Новгород пользуются сейчас около 40 млн. чел. Учитывая эти обстоятельства, была принята Федеральная программа реконструкции автомобильной дороги Москва—Уфа. В соответствии с ней ведется расширение до четырех полос движения шоссе, строительство объездных дорог, транспортных развязок, реконструкция мостов и путепроводов, инженерное обустройство силовыми ограждениями, дорожными знаками и указателями и т.д. Осуществление намеченных мероприятий значительно повысило безопасность движения, увеличило скорость транспортных средств.



С 1997 года решением Третьей Общеевропейской конференции по транспорту автомагистраль стала составной частью международного транспортного коридора №2 Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород.


Tags: москва, ссылочка, фотография, чужие фотографии
Subscribe

  • Про разведчика

    Разведчик 45-й отдельной гвардейской бригады специального назначения ВДВ прикрывает штурм захваченного боевиками здания.

  • Про сапёра

    Сапёр Международного противоминного центра Вооруженных Сил Российской Федерации проводит инженерную разведку здания.

  • За ВДВ!

    Разведчик спецназа ВДВ и противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М». Крылатую пехоту и всех причастных - с праздником!

promo onepamop may 1, 2023 01:01 56
Buy for 200 tokens
Полное собрание ссылок на самые интересные и яркие публикации этого журнала. Армия, полиция, спецназ, промышленность, военная история, поисковая работа и прочие темы, привлёкшие моё внимание. Как правило, текст снабжён фотографиями. И наоборот. Приятного просмотра. Ссылок на репортажи: 182…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments