Михаил Михин (onepamop) wrote,
Михаил Михин
onepamop

Category:

Про «небесную кавалерию». Часть первая


Вертолёты нередко называют «винтокрылыми машинами» и оно, конечно, неспроста. По сути вертолётный винт и есть вращающееся крыло с очень сложной аэродинамикой. На мой взгляд, управлять вертолётом сложнее, чем самолётом, а вести на такой машине воздушный бой или уничтожать танки противника - и вовсе задача фантастическая. Так это или нет - удалось выяснить в Торжке, в Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации. Несколько забегая вперёд сообщу: торжокские вертолётчики произвели впечатление людей толковых, умелых и смелых, позволили оценить уровень своего мастерства как «удивительный» и показали всё, что вообще можно было посмотреть за несколько дней пребывания в Центре.

Необходимо пояснить, что Центр боевого применения - это что-то вроде «башни знаний» для военных вертолётчиков, это не просто учебный комплекс, а настоящий лётно-исследовательский конгломерат с огромным накопленным опытом действий в разных условиях на всех типах боевых машин и своей собственной школой высшего пилотажа. Уникальное место. Несколько дней, проведённых там, оказались наполненными открытиями. Снимал всё кругом беспощадно. Получилось так:

Часть вторая - по ссылке











Беркуты! Опасно!










На территории Центра есть небольшая часовенка. Службы проходят по четвергам


344 центр боевого применения и переучивания армейской авиации находится в Торжке. Сам центр - это приличных размеров комплекс, на территории которого есть даже свой музей. Вертолётный музей на территории Центра - огороженная территория, где собраны образцы боевых вертолётов. Всего - 14 штук. Про них расскажу отдельно и позже. А сейчас - про сам Центр, боевую технику, полигон, лётчиков, тренажёр и службы обеспечения.






Кассеты для отстрела тепловых ловушек














А этот пушечный вертолёт, выкрашенный в белый цвет о обозначенный буквами UN - машина с историей. В начале нового тысячелетия этот Ми-24П находился на миротворческой службе в Сьерра-Леоне. Выполняя бреющий полёт над Атлантикой, экипаж маленько зачерпнул солёной воды, оборвал кое-какое оборудование, размещённое внизу, но не нырнул в пучину окончательно, экипаж вырулил. За такое подныривание вертолёт был наречён именем Calipso и украшен соответствующим событию рисунком. На данный момент вертолёт свой ресурс выработал, с лётной работы списан и стал донором для других машин








Этот вертолёт - парадный. Летал на майском параде над Москвой







Из Твери в Торжок добирались в компании полковника Сурикова. Константин Юрьевич - зам. командира по воспитательной работе. И, как выяснилось позже, помимо своих лётных обязанностей, этой самой работой занимается всерьёз. В пути обсуждали ситуацию, сложившуюся вокруг дела лётчика Сулима. Сами военные склонны полагать, что всё совсем не так просто, как оно представлялось в LJ и окрестностях. Есть, мол, основания полагать, что так называемые «денежные поборы» на липецкой авиабазе - мера вынужденная. Благом, конечно, считать её нельзя, но и иных вариантов оборения общих проблем зачастую в армии нет. Как решается вопрос, например, со стрижкой травы на территории части? Правильно, при помощи косы. По нынешним временам в ходу, понятно, бензокоса. Помимо расходов на сам инструмент, надо ещё и бензина к нему закупить. Масла. Запчастей. Суммы, конечно, в масштабах армии невелики, но на местах и таких сумм чаще всего нет. А трава должна быть подстрижена. Вот и получается, что отчисления такого роду могут и бывают направлены на общие нужды. И нужд этих - огромное количество. Хороша такая ситуация или плоха - опять вопрос.


Пушечный вариант вертолёта Ми-24


Ми-24 на рулёжной полосе. Всё вокруг заполонено одуванчиками, а вдоль рулёжек все одуванчики дочиста обдуты. Интересный эффект вертолёты оказывают на окружающую среду





Сегодня «на вооружении» Центра стоят вертолёты следующих типов: Ми-24П, Ми-24ПН, Ми-26, Ми-8 нескольких модификаций (МТКО, МТВ-5), Ми-28, Ка-50 и Ка-52. «Двадцатьчетвёрки» применяются пилотажной группой «Беркуты». Вертолёты Ми-28Н прибыли в Торжок почти десять лет тому назад ещё совсем «сырыми». Началась опытная эксплуатация. Все полёты на боевом вертолёте фиксируются при помощи систем аудио-видеорегистрации. Видеорегистрация просто отображает происходящее, а по аудиоканалу осуществляется контроль правильности и своевременности действий экипажа: каждое своё действие пилот сначала проговаривает, что существенно упрощает разбор возможных ошибок на земле.


Ящики от неуправляемых 80-мм ракетных снарядов


















Еще в конце 80-х гг. в ЦБП под руководством полковника В. Арчегова были разработаны два экспериментальных образца боевой машины авианаводчика (БМА), предназначенной для точного целеуказания боевым вертолетам и самолетам-штурмовикам. Планировалось иметь БМА в каждом танковом и мотострелковом батальоне. Серийное производство БМА было налажено на заводе в Алма-Ате, но после выпуска двадцати машин - прекращено по причинам, обусловленным распадом СССР. Источник


















В ремонтных ангарах. Вертолёт помещают в ангар целиком, сняв только лопасти




Снятые с вертолёта лопасти






На волейбольной площадке. Технический состав, что называется, в редкие часы досуга


По итогам опытных полётов в КБ вносили необходимые изменения, доработки ведутся до сих пор. Какого рода доработки? Например, машины первых серий страдали неполадками с противообледенительной системой лопастей. Её изменили и проверили в суровых условиях на специально выделенной машине, после чего внедрили в серию. Сами лётчики об этой машине отзываются крайне положительно, основных претензий пока что три: ненадёжная электроника, отсутствие в нижней кабине (кабине штурмана) дублирующего управления и несбалансированность систем управления отоплением в обеих кабинах: штурман мёрзнет, а командиру жарко. Негоже, чтобы штурман летал пассажиром, случись чего с командиром, должен принять управление на себя. Задача штурмана в Ми-28Н - наведение автоматической пушки 2А42 и стрельба управляемыми ракетами. Пилот-командир применяет по цели НАРы и тоже может стрелять из пушки, но только если она выставлена по продольной оси вертолёта и застопорена неподвижно. Говорят, грядёт новая штурманская кабина, более просторная и комфортабельная и, конечно, с дублированным управлением вертолётом.



























































Прямо в Центре лётчики проходят обучение и готовятся к полётам на новых типах машин. Переучивание идёт с разных машин на, опять же, разные. Один из пилотов обучался полётам на Ми-24, ранее летал на Ми-26. Говорил, заходил в свой вертолёт, как в солидное учреждение, а сейчас приходится протискиваться в кабину :). Переучивание - процесс небыстрый и трудоёмкий. Например, освоение Ми-28Н занимает примерно полтора-два месяца. Учатся пилоты и штурманы-операторы ежедневно, с одним выходным в неделю. Далее - зачёты, после успешной сдачи - допуск к первому полёту. Затем полёты в зоне, по маршруту и, наконец, боевое применение со стрельбами на полигоне. На сегодняшний день Ми-28Н, дислоцирующиеся в торжокском Центре, летают практически постоянно. Кроме «летающих» машин, на стоянках стоят и условно старые, из первых версий, в том числе и вертолёты «промо»-версий, отработавшие своё на выставках и показах боевой техники. Эти уже не летающие, модернизации подвергнуты уже, видимо, не будут.

















Применяются в Торжке и вертолёты Ка-52 «Аллигатор». Четыре штуки, бортовые номера 92-95. На вооружении «Аллигатора» - очень надёжная, мощная и точная пушка 2А42-1. И пилоты и оружейники оценили её как «просто отличную». Обычно в условиях войны такие вертолёты действуют парой. Пара может уничтожить за боевой вылет танковый взвод (4 танка), способна вести полноценный воздушный бой с вертолётами противника, штурмовыми ударами поддерживать наступление своей пехоты или уничтожать с ювелирной точностью наземные цели.

Одна из особенностей этого вертолёта - наличие катапультируемого кресла у экипажа. Кресло К-37-800 выбрасывается из вертолёта вместе с пилотом после того, как лопасти отстреливаются специальными пиропатронами, а плексиглас кабины разрушается от действия заблаговременно установленной системы подрыва. На фото она видна, выглядит как белая «змейка» на остеклении кабины.




























































Известная шутка про стоп-краны в самолёте наполняется новым смыслом


Обучаются в Центре и иностранные лётчики. Например, при нас в части квартировала группа вертолётчиков из Бразилии, осваивавшая вертолёт Ми-35 (плакат-схема вертолёта). Очень на них продавщица в близлежащем магазинчике ругалась, сломали. дескать, басурмане дверь в холодильнике! Пришлось специально для бразильцев повесить в магазине объявление на испанском (или португальском?) языке: без команды продавца в холодильник с напитками не ломиться!












Схема укладки патронной ленты к пушке. Сначала патроны, которые, конечно, уже снаряды, забиваются в звенья ленты специальной машинкой. Потом выравниваются оружейником уже вручную, затем лента укладывается, смазывается какой-то густой смазкой (оружейники прокомментировали это действие фразой «Без «сгущёнки» - капризничает») и вся конструкция протягивается тросом к пушке












Оружейники заряжают унифицированный блок Б-8В20А неуправляемыми ракетами С-8







По территории части лётчики и наземный состав перемещаются в автобусе, пешком и на велосипедах. Велотранспорт развит очень сильно, у столовой можно было пронаблюдать просто парад марок и моделей. Лётчики - в комбинезонах, фуражках и пилотках. Все какие-то подтянутые, добротные, одно слово - офицеры. Оказывается, в ВВС сейчас серьёзно закручиваются гайки на тему соответствия внешнего вида военнослужащих установленным требованиям. Форма одежды должна соблюдаться очень строго. Из удививших меня деталей: лётный комбинезон, соответствующий всем требованиям, но пошитый из ткани «рип-стоп» в полёте недопустим. Пластиковые нити, внедрённые в ткань комбинезона, при пожаре плавятся, горят и могут во внештатной ситуации стоить лётчику жизни. Мелочь, а предусмотрена. Технический состав носит на головах береты. На мой вкус - какие-то бесформенные и аляповатые. Ни разу не лихие. Надеюсь, их заменят на что-то иное. А вообще, по решению командира части, допустимо ношение пилоток вместо беретов.








Оружейники подвешивают на пилон вертолёта Ми-24 транспортно-пусковой контейнер с управляемой ракетой 9М120Ф «Атака». Обратите внимание на красную крышку-заглушку. Перед вылетом оружейник снимает её и ждёт возвращения экипажа со стрельб, а потом...








Если экипаж поразил цель первой же ракетой, то крышка-заглушка вручается лётчику, а если такое попадание у лётчика вообще первое - положено несильно треснуть его по известному месту отстрелянным тубусом. Ритуал, как видно, соблюдается со всем тщанием








Один из оружейников торжокского Центра



Поинтересовался алковопросом. Остро ли стоит? Ответ получил такой: алкоголь и боевые лётчики - понятия очень слабо совместимые. В принципе, единственное время, когда желающие могут квасить в любых пределах - отпуск. Вот там - да. Хоть залейся. В остальное время употребление алкогольных напитков может завершиться разного калибра чудесами: от выговора и лишения премиальных денег до увольнения из ВС. Выговор страшен особо: при окладе около 40-50 тысяч рублей летающий боевой офицер получает ещё и премиальные деньги по 400-му приказу. Суммы могут составить 50+ тысяч рублей, что солидно. Ну а если выпил, был замечен, отстранён от полётов - никаких премий. 100.000 умножаем на 12 - получаем стоимость квартиры в Пскове или Торжке. Если про такое узнает супруга офицера - быть полёту валькирий в отдельно взятой семье. Есть смысл воздержаться от.

Зашла речь и про дедовщину. Сопровождавший нас Игорь, сержант-срочник из подмосковного Королёва сообщил прямо - не богаты вертолётчики дедовщиной. У всех мобильные телефоны, на территории части размещены телефонные номера горячих линий МО. Особо отметил присмотр офицеров за всем происходящим и загруженность работами. Для дедовщины времени в части не остаётся. В армию Игорь пошёл самостоятельно, уже имея за плечами высшее образование. Дослуживать ему ещё 5 месяцев. Рассказал, что дембельских альбомов уже не делают, точнее, не делают их в обычном понимании - на бумаге. Сейчас модно иметь электронную версию альбома, пригодную для размещения во всеразличных «вконтактах». Из нетленных ритуалов остались загибания пряжек. Первое ответственное задание перед присягой - отчистить иголочкой зелёную краску с пряжки. В ночь перед присягой эта процедура исполняется неукоснительно. Традиция-с.
























Военнослужащим выдаются такие вот металлические опознавательные жетоны. Носить их на американский манер команды не было - никаких цепей на шее у воина быть не должно. Зато была команда носить жетон в военном билете. Время, чай, не военное, в военнике сохраннее будет


Спецдощечки для отбивки. Наверное, они вечные!





Денис, конечно, такому «пряничному» рассказу не поверил и помчал лично опрашивать солдат-срочников. Солдаты оказались какими-то робкими, смущались, как барышни, под разными предлогами отбояривались от съёмки, но были изловлены и разъяснены и опрошены. Не без помощи огромного и, говорят, свирепого прапорщика, постоянно напевавшего что-то вроде «трам-пам-пусеньки, трам-пам-пушечки» и широко улыбавшегося солдатам.

Опрошенные дружно отпирались: мол, нету её, дедовщины проклятой. Надо отметить, что во всех казармах висят стенды, разъясняющие порядок действий при необходимости пожаловаться на что-то, обозначены «телефоны доверия», солдаты практически поголовно оборудованы мобильными телефонами, так что подать острый сигнал, если что, можно без усилий. Рядом с телефонными номерами разглядел отдельный стенд, наглядно поясняющий что бывает итогом неуставных отношений. В качестве иллюстрации - мои картинки из заезда в дисбат. Был очень тронут. Отлично, что вот так фотографии пригодились.


















В этот день в части молодое пополнение готовили к присяге. Солдаты ходили по плацу строем, тренировались в строевой, учились маршировать с оружием и без. Чем занят товарищ в центре снимка - не знаю!









Пока сидели в кабинете замполита, прослушали краткую телефонную драму: мама свежепризванного бойцы звонила заместителю командира Центра с целью поинтересоваться - чего это сын уже три дня домой не звонит? Не дедовщина ли мешает? Сына немедленно нашли в санчасти с соплями и простудой, дали приказ позвонить домой и лично сообщить родным, что с ним всё в порядке, а телефон у него отобрали в качестве меры наказания за нерадивость. Потому как толковый солдат играл в строю в какой-то тетрис. Об исполнении чудесного приказа доложить непосредственному командиру. Следом прибыл воин-залётчик лично. Ему перед демобилизацией не терпелось употребить спиртные напитки и как следует побарагозить. Как я понял - и то и другое удалось, причём не в первый раз. Всё содеянное настойчивым воином отразили в личном деле и составили парню добротную характеристику. Куда с такой после армии идти - не знаю. Вот такими, например, вопросами занимается целый летающий полковник.

Солдаты срочной службы рассказывают о себе и об армии:







Часть вторая - по ссылке.

Ещё о Центре в блоге Дениса Мокрушина


Tags: армейский репортаж, видео, наши люди, ссылка, тяжкое наследие СССР, удивительные граждане, фотография, экскурсия
Subscribe
promo onepamop may 1, 2023 01:01 52
Buy for 200 tokens
Полное собрание ссылок на самые интересные и яркие публикации этого журнала. Армия, полиция, спецназ, промышленность, военная история, поисковая работа и прочие темы, привлёкшие моё внимание. Как правило, текст снабжён фотографиями. И наоборот. Приятного просмотра. Ссылок на репортажи: 182…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments