Михаил Михин (onepamop) wrote,
Михаил Михин
onepamop

Categories:

Про БГК-2090



Есть в составе военно-морского флота отдельная структура - флот вспомогательный. Обеспечивающий работу боевых кораблей. К судам вспомогательного флота относятся, например, катера гидрографической службы. Именно на таком катере Каспийской военной флотилии удалось провести несколько дней в походе по Волго-Каспийскому каналу и несколько ночей на якорных стоянках.

Командование на большом гидрографическом катере проекта 19920 - военное. А экипаж - гражданский. Гидрографические суда ВМФ - военные суда. Ходят они под флагом гидрографической службы ВМФ. В соответствии с корабельным уставом ВМФ, «морским и рейдовым судам обеспечения Военно-Морского Флота, предназначенным для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, авиации, военно-морских баз и полигонов, присваиваются флаг судов Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, флаг гидрографических судов Военно-Морского Флота, флаг поисково-спасательных судов Военно-Морского Флота. …Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг».




Есть свой флаг и у Гидрографической службы. Он представляет собой синее полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага. В центре правой половины флага в белом круге, окаймлённм чёрной окантовкой, помещено изображение маячного знака чёрного цвета.



В мирное время работа у гидрографов тоже мирная и результаты деятельности гидрографических катеров (в их несекретной части) доступны практически всем заинтересованным в судоходстве лицам, а в военное время гидрографы работают на ВС и ВМФ. Международного обмена опытом у гидрографов разных стран, можно сказать, нет. Конечно, часть данных доступна всем желающим, но другая часть, бОльшая - секретная. Разве захочет, скажем, Казахстан поделиться с ранее братской Россией данными о десантнодоступных участках своего побережья? Опять же, не надо забывать: самая главная ценность на Каспии - нефть. Каждое приморское государство имеет право на использование части шельфа. Шельф же неодинаково богат нефтью. Вот и начинаются тяжбы сначала научно-исследовательского характера, но под присмотром военных. Прикаспийские государства - Казахстан, Туркмения - там «у руля» американцы да англичане. У туркменов - так и просто все подряд по шельфу ползают. Лучше всех дела идут у Азербайджана и Ирана, эти страны более-менее независимы, но это явление, похоже, временное. Так что у флотилии и у гидрографов дел на Каспии хватает.







Большой гидрографичекий катер «БГК-2090» проекта 19920. Заводской номер №01841, год постройки 2007.
Назначение: выполнение гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах.
Основные задачи: лоцманская проводка, постановка, съёмка и обслуживание береговых и плавучих средств навигационного оборудования, доставка личного состава, спецоборудования и грузов на необорудованное побережье.
Длина: 36,41м
Ширина: 7,6м
Водоизмещение: 338т
Осадка: 2,1м
Скорость хода: 10 узлов
Дальность плавания: 1000 миль
Грузоподъёмность: 15т
Мореходность до: 5 баллов
Экипаж: 11 человек
Пассажировместимость: 4 человека
Среднесуточный расход: дизельное топливо 2770кг, масло смазочное 8,3кг, вода питьевая 1,125т








Экипаж катера способен, например, провести разведку водного маршрута. Самые распространённые для гидрографов задачи - съёмки рельефа дна. Гидрографические промеры в том же Волго-Каспийском канале нуждаются в постоянном освежении, данные по ним могут безнадёжно устареть уже через полгода. Рельеф Волги меняется очень быстро, в отличие от рельефа морского дна. Карты морского дна, применяемые до последнего времени, были ещё советскими, издавались в 1983 году, а переиздавались уже в 2006. Переиздание карт - работа огромная и дорогая. Уточнённая карта Каспия - это год работы всей гидрографической службы, множество промеров и уточнений. А русскими картами и данными, как наиболее точными, пользуются все.

Гидрографических работ без гидрометеорологических работ не бывает. Не зная температур, ветров, течений, давления и прочих метеоданных вся ценность гидрографических замеров будет отягощена огромной погрешностью. Потому и метеорологией занимаются всерьёз. С другой стороны, метеорология - наука отчасти шаманская. Нередко в практике используют и т.н. «народные приметы», обращая внимание на рост и падение давления, смену ветра, цвет заката, высоту и скорость волн. Каким образом ведутся гидрографические исследования? Например, специалист-гидрограф при помощи специального зонда замерял плотность, солёность и температуру воды в динамике. Научно-исследовательские данные гидрографы получают с разнообразных приборов. БГК-2090 - судно головное, передовое, современное, именно на нём обкатываются самые свежие технологии и комплексы. В состав комплексов входят электронные эхолоты, сканеры. И рядом с ними - ручной лот. Промеры лотом - метод, конечно, дедовский, но простой и надёжный.



Капитан катера - Григорий Николаевич Васильев. Свой корабль он забирал прямо с завода. До момента приёмки капитан постоянно переписывался с судостроителями по поводу внесения разнообразных конструктивных изменений. Судну уже три года, оно до сих пор активно «обкатывается» и в КБ постоянно поступают соображения от экипажа, использующего корабль в реальной обстановке. Как это происходит - наблюдал с борта БГК, начиная с самой погрузки в порту Оля.

















Бытовые условия на корабле экипаж оценивает как «хорошие». Отечественные конструкторы-корабелы больше придерживаются ГОСТов, а иностранные таки больше прислушиваются к мнениям реальных людей. Хромает немного воплощение хороших идей. Пример - положено иметь один унитаз на пять человек. Всё так и будет - вот пять человек, вот один унитаз. Из того, что действительно неудобно, капитан отметил вынесенные из кают умывальники. Хотелось бы конечно, чтобы в каждой каюте для личного состава умывальник был бы свой, отдельный. Проснулся человек после вахты, умылся, побрился, оделся и бодрый да весёлый пошёл на вахту.

У «них» всё то же самое, но, скажем, экипажу хотелось бы что-то сверх нормы иметь и у конструкторов есть возможность это желаемое установить - установят. Вместо одного душа - два. Запросто. Потому что так людям будет просто удобнее работать. Отходят «иностранцы» в нужных местах от доктрины «положено - не положено».













В последнее время вспомогательные суда испытывают кадровый голод. Раньше в Питере существовала т.н. «Шмонька»: ШМО - школа морского обучения. Там и готовили личный состав для вспомогательного флота. Выпускников этого учебного заведения капитан катера охарактеризовал как очень хорошо подготовленных и полностью пригодных к службе. Сейчас «Шмонька» стала Ломоносовским морским колледжем ЛМК ВМФ и ажиотажа среди поступающих туда больше нет. А значит - нет и кадров. Почему?

«В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 2006 г. №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» с 1 января 2008 г. прекращается действие отдельных нормативных документов, предоставляющих отсрочки от призыва на военную службу. В том числе отменяется действие Указа президента Российской Федерации 1992 года №516 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения и работы на судах обеспечения ВМФ (до окончания призывного возраста) курсантам и выпускникам Ломоносовского морского колледжа ВМФ, 42 и 185-й мореходных школ ВМФ.

Отмена действия данного указа на фоне сокращения срока военной службы по призыву до одного года и низкой заработной платы (на Северном флоте молодые специалисты получают до 5,5 тысячи рублей, на Тихоокеанском флоте - до четырех тысяч) неизменно приведут к еще большему уменьшению молодых специалистов, работающих на судах обеспечения и, соответственно, к снижению готовности судов к обеспечению сил флота, а также невозможности обеспечить набор курсантов в учебные заведения. Это, в свою очередь, приведет к развалу системы подготовки квалифицированных специалистов для судов обеспечения ВМФ».
Андрей Гавриленко. ВПК №43 (159) 08 - 14 ноября 2006





























В команде катера сейчас 11 человек, штат полный. Капитану, конечно, хотелось бы побольше людей и на несколько других должностях, но расписание ВМФ такого, каково оно есть. Взаимозаменяемость в экипаже - штука обязательная, но каждый член экипажа отвечает за свой участок работы: судоводитель обеспечивает прибытие из точки «а» в точку «б», механики следят за работой механизмов, коки варят вкуснейшую уху и обязательный компот, специальная внештатная гидрографическая партия выполняет свои научно-исследовательские задачи, на некоторых судах есть специальная должность начальника лаборатории. За несколько дней, проведённых на катере, так и не застал ни одного праздношатающегося моряка. Некогда. Забот у гидрографов много, сопутствующие работы есть постоянно, выходы в канал и в море - один за одним. Этот выход - не исключение, самый обычный.

Целью его была, в том числе, и встреча с артиллерийскими катерами Каспийской флотилии, вышедшими на стрельбы в Каспийское море. Уже на якорной стоянке мы дождались их прихода и рано утром высадились на палубы боевых катеров типа «Шмель». Рассказ о них - в следующей части теперь уже «Каспийской саги» :).


















Tags: армейский репортаж, наши люди, удивительные граждане, фотография, экскурсия, экспедиция
Subscribe

Posts from This Journal “армейский репортаж” Tag

  • Оглавление. Самые интересные репортажи в журнале. Армия, полиция, спецподразделения, производство

    Полное собрание ссылок на самые интересные и яркие публикации этого журнала. Армия, полиция, спецназ, промышленность, военная история, поисковая…

  • Про сборы гранатомётчиков Росгвардии

    27 марта в России отмечается праздник войск национальной гвардии Российской Федерации, установленный указом Президента Российской Федерации в 2017…

  • Про подводников

    Пожар в отсеке подводной лодки. Пожар и подводники настоящие, отсек учебный. 71-й учебный центр ВМФ, Гаджиево.

  • Про отличника

    Разведчик, участник отборочного этапа конкурса «Отличник войсковой разведки». Полигон 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина…

  • Про случай на стоянке

    Случай на стоянке. Жаркий летний день, раскалённые плиты военного аэродрома, дело к грозе. Техники готовят ударные вертолёты к очередному…

  • Про «Пламя»

    Разведчик спецназа ВДВ ведёт огонь из автоматического станкового гранатомёта АГС-17 «Пламя». Отечественная система присвоения наименований…

  • Про разминирование

    Специалист Международного противоминного центра Вооруженных Сил Российской Федерации на разминировании. На сапёре общевойсковой комплект…

  • Про гранатомётчиков Росгвардии

    Контрольные стрельбы сборов гранатомётчиков Росгвардии. Полигон 21-й отдельной бригады оперативного назначения Росгвардии.

  • Про сапёра Меньшинина

promo onepamop may 1, 2023 01:01 55
Buy for 200 tokens
Полное собрание ссылок на самые интересные и яркие публикации этого журнала. Армия, полиция, спецназ, промышленность, военная история, поисковая работа и прочие темы, привлёкшие моё внимание. Как правило, текст снабжён фотографиями. И наоборот. Приятного просмотра. Ссылок на репортажи: 182…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments